Главная      Метаболит Лайф 3+ (Метаболит Плюс, Иммуновит)      Новости      Клиенты      Вакансии      Контакты      Отзывы     
  Экологический аудит Экологическая сертификация Интернет-магазин Экология Москвы Фонд инноваций
ПНООЛР. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проект ПНООЛР)

Проект нормативов образования и  лимитов размещения отходов ПНООЛР. Проект НООЛР. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР, проект НООЛР). ПНООЛР в Москве

Разработка и 100% согласование. Группа компаний "ЭКОЛОГИЯ"
(495) 971-0085

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) разрабатывается во исполнение Закона Российской Федерации " Об охране окружающей природной среды" от 10.01.2002 г. (статей 5, 14, 22, 41, 51), Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года   № 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и с целью утверждения "Лимитов размещения отходов" и получения "Разрешения на размещение отходов" в соответствии с требованиями "Временных правил охраны окружающей Среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации" от 1994 года Минприроды РФ.
По действующему законодательству юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны разработать проект нормативов образования отходов и утвердить лимит на их размещения. Под термин «осуществляющий деятельность в области обращения с отходами» попадают практически все юридические и физические лица, которые образуют, используют, получают, размещают отходы производства и потребления.
Разработанный проект ПНООЛР согласовывается на 5 лет в Управлении по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора по соответствующему субъекту Российской Федерации после предварительного согласования в Роспотребнадзоре. На основании согласованного проекта утверждается «Лимит на размещение отходов».


ПНООЛР. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ОТХОДЫ.
Под отходами понимают остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
 
В практических задачах чаще всего используют три следующих способа классификации отходов:
  • По агрегатному состоянию;
  • По происхождению;
  • По видам воздействия на природную среду и человека.
 По агрегатному состоянию отходы делятся на:
  • Твердые;
  • Жидкие;
  • Газообразные.
 По происхождению различают:
  • Промышленные отходы;
  • Сельскохозяйственные отходы;
  • Бытовые отходы.
 По видам воздействия на природную среду и человека выделяют:
  • Токсичные отходы;
  • Радиоактивные отходы;
  • Пожароопасные отходы;
  • Взрывоопасные отходы;
  • Самовозгорающиеся отходы;
  • Коррозионные отходы;
  • Реакционно-способные отходы;
  • Отходы, вызывающие инфекционные заболевания;
  • Опасные отходы.
К опасным относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Класс опасности отходов устанавливается с применением экспериментальных или расчетных методов по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее.
Для оценки опасности отходов для окружающей природной среды установлены следующие классы опасности:
I класс – чрезвычайно опасные отходы;
II класс – высоко опасные отходы;
III класс – умеренно опасные отходы;
IV класс – мало опасные отходы;
V класс – практически неопасные отходы.
Под обращением с отходами следует понимать деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и уничтожению, транспортированию, размещению (хранению и захоронению) отходов.
Под обезвреживанием отходов следует понимать деятельность, связанную с обработкой (в том числе со сжиганием и обеззараживанием) отходов на специализированных установках в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Под хранением отходов следует понимать временное содержание отходов в объектах размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Предприятия, участвующие в обращении с отходами, делятся на три категории (группы) с учетом класса опасности отходов, объемов их образования на предприятии и порядка обращения с ними.
К I категории (группе) природопользователей по обращению с отходами относят предприятия (организации):
  • Имеющие технологические циклы образования (обращения) отходов производства I и I I классов опасности и/или
  • Применяющие в своей деятельности технологические операции по приему, сортировке, захоронению, обезвреживанию, рекуперации отходов, и прочие способы их утилизации.
В рассматриваемую группу не входят предприятия, где единственными образующимися отходами I класса опасности являются отработанные люминесцентные лампы, и объекты, на которых образующиеся отходы II класса опасности представлены только отходами от обслуживания балансового автотранспорта.
Ко II категории (группе) природопользователей по обращению с отходами относят:
  • Предприятия (организации), имеющие технологические циклы (участки), где образуются производственные отходы III и IV классов опасности;
  • Природопользователей, не отнесенных к I и III группе.
К III категории (группе) природопользователей по обращению с отходами относят организации непроизводственной сферы, отвечающие следующим критериям:
  • Суммарное количество образующихся отходов не превышает 30 тонн в год;
  • Основную массу отходов составляют отходы V и IV классов опасности;
  • Масса отходов III класса опасности не превышает 1% от общей массы образующихся отходов;
  • Обустроенность мест размещения отходов исключает их вредное воздействие на окружающую среду;
  • У организации имеются в наличии договора на передачу отходов сторонним организациям, занимающимся (по оформленной лицензии) их размещением, обезвреживанием, утилизацией;
  • Отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.
Соответствие предприятия (организации) той или иной группе природопользователей по обращению с отходами подтверждается экспертом Ростехнадзора г. Москве по результатам рассмотрения ПНООЛР.
В качестве основного объекта экологического нормирования выступают твердые промышленные и бытовые токсичные и опасные отходы.
В качестве основных механизмов экологического нормирования в сфере обращения с отходами выступают:
  • Паспортизация;
  • Лицензирование;
  • Лимитирование,
  • Экономическое регулирование.
В качестве основных элементов паспортизации в сфере обращения с отходами (как одного из механизмов экологического нормирования) выступает разработка и использование:
  • Государственного кадастра отходов;
  • Паспорта опасных отходов;
  • Паспорта объектов размещения отходов.
В качестве основных элементов лицензирования в сфере обращения с отходами (как одного из механизмов экологического нормирования) выступает лицензирование деятельности, связанной с:
  • Утилизацией отходов;
  • Складированием отходов;
  • Транспортировкой отходов;
  • Складированием (хранением) отходов;
  • Захоронением отходов;
  • Обезвреживанием отходов;
  • Уничтожением отходов;
  • Производством продукции, сопровождающимся образованием опасных отходов.
В качестве основных элементов лимитирования в сфере обращения с отходами (как одного из механизмов экологического нормирования) выступает разработка и применение:
  • Нормативов образования отходов;
  • Лимитов на размещение отходов;
  • Нормы накопления отходов (преимущественно бытовых).
В качестве основных элементов экономического регулирования в сфере обращения с отходами (как одного из механизмов экологического нормирования) выступают:
  • Платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов;
  • Платежи за размещение отходов сверх установленных лимитов.
Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
 

ПНООЛР. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ (проект ПНООЛР)
  1. Краткая информация о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения и др.).
  2. Реквизиты предприятия.
  3. План-схема предприятия с размерами территории и указанием мест хранения всех видов отходов.
  4. Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
  5. Справка о расходе сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов (фактически предыдущий или настоящий год, план на будущий год)
  6. Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия с указанием марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта.
  7. Сведения о применяемом технологическом оборудовании.
  8. Количество и марка люминесцентных ламп.
  9. Перечень всех видов образующихся отходов производства и потребления.
  10. Договора на сдачу всех видов отходов производства и потребления на текущий и следующий год, лицензии организаций принимающих отходы, отчетные документы (накладные, акты, счета-фактуры) по сдаче отходов.
  11. Квалификационный аттестат об экологическом образовании ответственного за экологию на предприятии.
  12. Предыдущий проект лимитов отходов (если есть). 


ПНООЛР. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И СОДЕРЖАНИЕ ПНООЛР
При разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещения (ПНООЛР) необходимо принимать во внимание:
  • Экологическую обстановку на рассматриваемой территории;
  • Количество, вид и класс опасности образующихся отходов;
  • Предельно-допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду;
  • Наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов.
При разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для объекта хранения отходов индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу необходимо учитывать:
  • Площадь и вместимость объекта хранения отходов;
  • Сохранность у размещаемого отхода полноценных свойств вторичного сырья;
  • Экономическую целесообразность формирования транспортной партии для вывоза размещаемых отходов.
При разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для объекта захоронения отходов индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу необходимо учитывать:
  • Количество предполагаемых к захоронению отходов (с разбивкой по годам) в соответствии с проектными данными объекта захоронения отходов;
  • Вместимость объекта захоронения отходов;
  • Расчетный срок эксплуатации объекта захоронения отходов;
  • Иные характеристики объекта захоронения отходов.
В случае наличия у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц нескольких объектов размещения отходов, отдельно расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации (города Москвы), проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) разрабатывается по каждому объекту отдельно.
Класс опасности конкретного отхода, образующегося (хранящегося) на предприятии, может быть определен:
  • По Классификатору отходов, если данный вид отходов включен в классификатор и для него определен класс опасности;
  • С применением расчетных или экспериментальных методов в соответствии с "Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды", утвержденными приказом МПР РФ от 15 июня 2001 г. N 511 (см. Приложение).
В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к V классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения V класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к IV классу опасности.
С учетом технологических особенностей производства нормативы образования отходов определяются в единицах массы (объема) либо в процентах от количества используемого сырья, материалов или от количества производимой продукции. Нормативы образования отходов, оцениваемые в процентах, определяются по тем видам отходов, которые имеют те же физико-химические свойства, что и первичное сырье. Нормативы образования отходов с измененными по сравнению с первичным сырьем характеристиками предпочтительно представлять в следующих единицах измерения: кг/т, кг/м3, м3/тыс.м3 и т.д. Для ряда производственных и бытовых отходов, образующихся вне процессов преобразования исходного сырья в готовую продукцию, могут использоваться нормативы образования отходов на единицу используемого оборудования, производственной площади, территории, персонала, одно посадочное место и т.п.
Информация, содержащаяся в "Проекте лимитов..." предназначена для решения следующих задач:
  • принимать надлежащие меры, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов,
  • соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами,
  • осуществлять раздельный сбор образующихся отходов поих видам, классам опасности и другим признакам стем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение,
  • обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровья людей при необходимостиихвременного накопления на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения),
  • обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов,
  • оформление разрешения на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном,
  • сокращения объемов (массы образования отходов), внедрения безотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством.
 

 
ПНООЛР. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ (проект ПНООЛР)
В соответствии с технологическими особенностями производства, нормативы образования отходов определяются в единицах массы (объема) либо в процентах от количества используемого сырья, материалов или от количества производимой продукции. Нормативы образования отходов, оцениваемые в процентах, определяются по тем видам отходов, которые имеют те же физико-химические свойства, что и первичное сырье. Нормативы образования отходов с измененными по сравнению с первичным сырьем характеристиками представляют в следующих единицах измерения: кг/т, кг/м, м /тыс.м и т.д.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проект ПНООЛР) включает в себя следующие разделы:
  1. Аннотация. В "Аннотации" указываются: общие сведения о количестве (массе) отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица, с указанием их класса опасности для окружающей среды, общее количество площадок (мест) временного накопления отходов и краткая информация о планируемых мероприятиях в области обращения с отходами.
  2. Введение. Во "Введении" представляется перечень основных документов, на основании которых проводилась разработка Проекта.
  3. Общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице. В этом разделе приводятся:
    • фамилия, инициалы и паспортные данные индивидуального предпринимателя или полное наименование юридического лица; юридический адрес и фактический адрес; ИНН, коды ОКПО, ОКОНХ; адрес электронной почты; номера телефонов, телефакса;
    • фамилии и инициалы руководителя юридического лица и ответственных исполнителей Проекта (с указанием должностей);
    • в случае привлечения для выполнения проекта ПНОЛРО сторонней организации в сведениях об исполнителях рекомендуется указывать наименование организации, проводившей разработку проекта; ИНН, коды ОКПО, ОКОНХ предприятия - разработчика проекта; юридический адрес предприятия - разработчика проекта; номера телефона, телефакса; фамилии и инициалы ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей;
    • вид основной деятельности; количество промышленных площадок и места их расположения; численность сотрудников;
    • перечень структурных подразделений, основных и вспомогательных производств, цехов, участков;
    • основные производственные показатели работы, объем выпускаемой продукции в фактическом выражении;
    • наличие полигонов, хранилищ отходов, находящихся на балансе;
    • реквизиты земельных и учредительных документов;
    • размер площади землепользования: застройки, общей, озеленения, санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
    • здания и сооружения, расположенные на промышленных площадках;
    • арендаторы, их названия, юридические адреса, род их деятельности, численность работающих; при наличии более пяти арендаторов сведения о них выделяются в отдельный раздел "Сведения об арендаторах".
В состав раздела обычно входит карта-схема расположения предприятия с нанесенными координатами. На карту-схему наносятся расположение зданий и сооружений предприятия, места размещения отходов, дается экспликация зданий, сооружений и мест (площадок) размещения отходов, указываются координаты площадок размещения отходов.
  1. Характеристика производственных процессов как источников образования отходов. В разделе "Характеристика производственных процессов как источников образования отходов" приводится краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования, в процессе использования которых образуются отходы. Сведения представляются в текстовой форме или в виде блок-схем производственных процессов по каждому участку. В последнем случае, каждая блок-схема должна содержать в виде отдельных блоков:
    • производственные операции;
    • источники поступления сырья, материалов, заготовок и иное;
    • получаемую в результате продукцию (данного участка);
    • образующиеся отходы;
    • операции дальнейшего обращения с отходами (с указанием, куда именно они поступают).
Индивидуальные предприниматели или юридические лица, не имеющие в своей деятельности технологических процессов, блок-схемы не составляют и все сведения приводят в текстовой форме. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, основной деятельностью которых является сбор, переработка, обезвреживание или захоронение отходов от сторонних организаций и граждан, в данном разделе представляют информацию об объеме и характеристиках принимаемых отходов и обо всех операциях по обращению с отходами. Форма записи перечня образующихся отходов приводится в виде следующей таблицы: Перечень образующихся отходов. В случае наличия у индивидуального предпринимателя или юридического лица очистных сооружений для хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод или очистных сооружений водоподготовки, а также пылегазоочистных установок и оборудования, следует представить их характеристики по следующим формам, соответственно: Характеристика очистных сооружений и осадка хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод и водоподготовки Характеристика пылегазоочистных устройств и оборудования для очистки воздуха
  1. Паспорт опасного отхода с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО). В разделе "Паспорт опасного отхода" приводятся сведения, содержащиеся в паспорте опасного отхода, с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов. При отсутствии паспорта опасного отхода в данном разделе дается обоснование отнесения опасного отхода к классу опасности для окружающей природной среды в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, а также представляются сведения об опасных свойствах отходов.
  2. Перечень, состав и физико-химические характеристики отходов, образующихся в результате деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица. При наличии регистрации отходов в Федеральном классификационном каталоге отходов в этом разделе указывается соответствующий код. В случае отсутствия такой регистрации в этом разделе приводятся данные об источниках образования отходов, перечень, состав и физико-химические характеристики отходов в соответствии с ниже приведенной таблицей: Перечень физико-химическая характеристика и состав отходов за 20__ год
  3. Расчет и обоснование нормативов и количества образующихся отходов. В этом разделе представляются расчеты нормативов образования по каждому виду отходов. Расчет выполняется на основании:
    • материально-сырьевого баланса;
    • удельных отраслевых нормативов образования отходов;
    • расчетно-аналитического метода;
    • экспериментального метода;
    • сведений о фактическом образовании отходов для вспомогательных и ремонтных работ (среднестатистические данные за последние три года);
    • справочных таблиц удельных нормативов образования отходов.
Результаты расчетов по каждому виду отхода представляются в табличном виде. В примечаниях приводят по каждому виду отхода ссылку на соответствующие источники сведений, а также на приложения, удостоверяющие те или иные количественные показатели. В том случае, когда расчет по тому или иному виду отхода осуществляется на основании данных о материально-сырьевом балансе, в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включается раздел "Материально-сырьевой баланс" по форме ниже приведенной таблицы: Баланс массы отходов за отчетный период. Для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, основной деятельностью которых является сбор и переработка отходов от сторонних организаций и граждан, в данном разделе в обязательном порядке представляется таблица материально-сырьевого баланса, отражающая объемы принимаемых отходов, процессы их переработки и выход продукции (получение вторичных отходов).
  1. Схема операционного движения отходов. В этом разделе приводятся данные по образованию, использованию отходов, по передаче отходов другим организациям с целью переработки, обезвреживания и/или захоронения, указываются адреса и реквизиты поставщиков и потребителей отходов по форме нижеприведенной таблицы: Схема операционного движения отходов
  2. Характеристика мест временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обоснование количества временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности вывоза отходов. В этом разделе представляется информация о накоплении отходов в местах их организованного хранения по форме ниже приведенной таблицы: Характеристика мест хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица. Для определения оптимальной периодичности вывоза отходов в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проект ПНООЛР) включаются следующие сведения:
    • перечень документов, на основании которых производится расчет предельного количества хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности их вывоза на специализированные объекты для переработки, обезвреживания или захоронения;
    • наличие транспорта (собственного и арендуемого) для перевозки отходов.
  3. Характеристика установок и технологий по переработке, обезвреживанию отходов, имеющихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица. В этом разделе для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющие или арендующие установки по переработке, обезвреживанию отходов, по каждой из таких установок, в том числе арендуемых, приводятся сведения по ниже приведенной форме: Сведения о применяемых технологиях, установках использования или обезвреживания. Кроме того в этом разделе приводятся:
    • проектные характеристики установки;
    • фактический объем переработки;
    • номенклатура перерабатываемых или обезвреживаемых отходов;
    • характеристики вторично образующихся отходов.
  4. Сведения об объектах размещения отходов. Этот раздел обязателен для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.). Характеристика объекта размещения отходов представляется по форме утвержденной Приказом МПР России от 11.09.03 №829 "О ведении государственного реестра размещения отходов".
  5. Сведения об организации наблюдения за состоянием окружающей природной среды на объектах размещения отходов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу. В этом разделе приводится информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения, захоронения отходов и о периодичности их осуществления по ниже приведенной форме: Мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) и (или) объектах захоронения отходов
  6. Сведения о противоаварийных мероприятиях. В этом разделе в текстовой форме приводится информация о возможности возникновения аварийной ситуации непосредственно на объектах размещения отходов, о ее возможных последствиях и способах локализации. Разработка данного раздела необходима при:
    • наличии на балансе либо осуществлении эксплуатации объектов захоронения или длительного хранения опасных отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.), а также установок сжигания отходов;
    • хранении отходов 1-го класса опасности для окружающей природной среды (за исключением мест хранения люминесцентных ламп);
    • хранении жидких или пастообразных отходов 2-го класса опасности для окружающей природной среды;
    • образовании и/или накоплении отходов, которые (независимо от класса опасности для окружающей природной среды) являются источником пожарной опасности или взрывоопасны.
  7. Сведения о мероприятиях, направленных на снижение влияния отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица, на состояние окружающей среды. В этот раздел включаются материалы о проводимых (планируемых) мероприятиях:
    • по снижению количества образования отходов;
    • по внедрению технологий переработки, использования, обезвреживания отходов;
    • по организации и дооборудованию мест хранения отходов, отвечающих предъявляемым экологическим требованиям;
    • по вывозу (с целью переработки, обезвреживания, размещения и др.) ранее накопленных отходов;
    • по проведению мониторинга окружающей среды на объекте размещения отходов;
    • по иному снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей природной среды.
Материалы о проводимых (планируемых) мероприятиях по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды представляют в таблице.
  1. Предложения по лимитам размещения отходов. В этом разделе указывается перечень и количество отходов, предполагаемых к размещению на 5-летний период (с разбивкой по годам).
  2. Приложения. В Приложении представляются следующие материалы:
    • документы, подтверждающие данные материально-сырьевого баланса и производственных показателей;
    • документы, подтверждающие намерение на размещение отходов на специализированных объектах, передачу (или получение) отходов с целью их использования в качестве вторичного сырья, сбор и транспортировку отходов (например, копии договоров);
    • копии отчетной документации о фактах приема и передачи отходов;
    • карта-схема промышленной площадки с указанием объектов размещения отходов.
В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение приводятся следующие таблицы:
 
  1. Материально-сырьевой баланс движение сырья, материалов.
  2. Материальный баланс технологических процессов (материальный баланс рассчитывается в том случае, если в технологическом процессе используются металлы).
  3. Расчет нормативов образования отходов, определяемых относительно единицы производимой продукции, расчетно-аналитическим методом.
  4. Расчет группового норматива образования отходов и суммарного объема образования отходов.
  5. Расчет нормативов образования отходов, определяемых относительно единицы используемого сырья, расчетно-аналитическим методом.
  6. Расчет нормативов образования отходов статистическим методом.
  7. Перечень образующихся отходов.
  8. Характеристика очистных сооружений и осадка хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод и водоподготовки.
  9. Характеристика пылегазоочистных устройств и оборудования для очистки воздуха.
  10. Перечень, физико-химическая характеристика и состав отходов за ____ год.
  11. Схема операционного движения отходов.
  12. Характеристика мест хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица.
  13. Обоснование нормативов предельного накопления отхода у индивидуального предпринимателя или юридического лица.
  14. Сведения о применяемых технологиях, установках использования или обезвреживания отходов.
  15. Характеристика объекта размещения отходов.
  16. Мониторинг за состоянием окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов.
  17. Мониторинг за состоянием окружающей среды на объектах захоронения отходов.
  18. Мероприятия по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды.
  19. Перечень и количество размещаемых отходов.
 
 
ПНООЛР.  СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ (ПНООЛР)
В городе Москве рассмотрение и согласование Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и Разрешений на размещение отходов (лимит) проводится Отделом нормирования Ростехнадзора по г. Москве.
Обязательным условием при согласовании Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и утверждении Разрешений на размещение отходов (лимит) является наличие согласованной в установленном порядкеисходно-разрешительной документации (положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту строительства объекта размещения отходов, проекту производства, являющегося источником образования отходов и т.п.) или копийранеедействующейразрешительной документациина природопользование.
До представления проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов в Ростехнадзор по г. Москве на проект должно быть получено Заключение Роспотребнадзора для предприятий, отнесенных к I и II группам природопользователей по обращению с отходами.
Для получения соответствующего Заключения проекты нормативов образования и лимитов на размещение отходов(ПНООЛР) малого предприятия следует представлять вРоспотребнадзор административного округа по месту нахождения предприятия. ПроектыНООЛР объектов, оказывающих значительное воздействиена окружающую среду, могут быть направлены санитарным врачом округа для получения Заключения вРоспотребнадзор по г. Москве.
В состав материалов (документов), представляемых на рассмотрение в Ростехнадзор по г. Москве для согласования Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, должны входить:
  1. Сопроводительное письмо руководства предприятия (природопользователя).
  2. Паспорт опасного отхода (в случае внесения отхода в Федеральный классификационный каталог отходов).
  3. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  4. Лицензия на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами (при наличии) для отходов, отнесенных к объектам лицензирования.
  5. Обоснование отнесения опасного отхода к классу опасности для окружающей природной среды в соответствии с «Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» в случае отсутствия отхода в Федеральном классификационном каталоге отходов.
  6. Дополнительный экземпляр аннотации к проекту НООЛРдля предприятий, проекты которых согласовываются типовым штампом.
 
Документы, представляемые в Ростехнадзор по г. Москве для утверждения Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов.
 
Согласование Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для предприятий, отнесенных к различным группам природопользователей по обращению с отходами, осуществляется Отделом нормированияРостехнадзора по г. Москве в форме:
  • заключения Отдела - по проектам предприятий, отнесенным к I группе;
  • типового заключения или типового штампа Отдела (по усмотрению эксперта специализированного подразделения Ростехнадзора по г. Москве) с указанием регистрационного номера проекта и срока действия проекта - по проектам предприятий, отнесенным ко II группе,
  • типового штампа Отдела с указанием регистрационного номера проекта и срока действия проекта - по проектам предприятий, отнесенным к III группе.
Паспорт опасного отхода утверждается Ростехнадзором по г. Москве по результатам рассмотрения Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Ростехнадзор по г. Москве в месячный срок рассматривает представленные в установленном порядке материалы и принимает решение об утверждении Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или о возвращении материалов на доработку с указанием причин отказа.
 
Повторно представленные материалы Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение рассматриваются Ростехнадзором по г. Москвы в месячный срок.
В случае отклонения представленного на утверждение проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Ростехнадзорпо г. Москве должен подготовить и предоставить заявителю мотивированный отказ, который может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Срок действия Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливается экспертом Отдела нормирования Ростехнадзора по г. Москве. Установленный срок не может превышать пяти лет. Лимиты на размещение отходов действую в течение установленного срока при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Основанием для аннулирования утвержденныхлимитов наразмещение отходов может являться отсутствие за месяц до окончания отчетного года подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Неизменность производственного процесса и используемого сырья, представленные в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ежегодно подтверждаются в виде «Технического отчета по обращению с отходами».
В Технический отчет по обращению с отходами (о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах за отчетныйпериод) следует включать следующие сведения:
  1. Сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице.
  2. Подтверждение неизменности сведений о перечне иколичестве разрешенных к размещению отходов,внесенные в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,в связи с неизменностью технологических процессов и использованного сырья.
  3. Информацию о выполнении плана мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на окружающую среду заотчетный период.
  4. Информацию о балансе образовавшихся, используемых и размещаемых отходов за отчетный период.
При аннулировании утвержденных лимитов наразмещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица для утверждения лимитов на размещение отходов представляют в  Ростехнадзор по г. Москве документы в порядке, установленном действующими Правилами.
Лимиты на размещение опасных отходов для предприятий, отнесенных к I и II группе природопользователей по обращению с отходами, устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обращению с такими отходами.
Разрешение (лимит) на размещение отходов, являясь неотъемлемой частью Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, определяет права предприятия по размещению отходов.
В соответствии с классификацией предприятия,и составом рассматриваемого материала первичное Разрешение на размещение отходов (лимит) выдается на основании:
  • заключения Отдела нормирования Ростехнадзора по г.Москве - по проектам предприятий, отнесенным к I группе;
  • типового заключения или типового штампа Отдела (по усмотрению эксперта специализированного подразделения Ростехнадзра по г. Москве) с указанием регистрационного номера проекта и срока действия проекта - по проектам предприятий, отнесенным ко II группе,
  • типового штампа Отдела с указанием регистрационного номера проекта и срока действия проекта - по проектам предприятий, отнесенным к III группе.
 
Срок действия разрешения на размещение отходов (лимита) устанавливается экспертом. Неизменность количества разрешенных к размещению отходов, технологических процессов и использованного сырья, ежегодно подтверждается техническим отчетом.
 
Разрешение на размещение отходов (лимит) для реконструированных, введенных в эксплуатацию предприятий (объектов) выдается на основании:
  • правоустанавливающих документов на пользование земельным участком с графическим материалом по границам территорий;
  • положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту строительства объекта размещения отходов, проекту производства, являющегося источником образования отходов и т.п.;
  • Акта государственной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию (копия) при обязательном наличии в составе комиссии представителя федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
Разрешение наразмещение отходов (лимит) для реконструированных, введенных в эксплуатацию предприятий (объектов) выдается сроком на 1 год (с момента приемки объекта в эксплуатацию) без права продления. При оформлении Разрешения выставляется условие о необходимости разработки проекта НООЛР по окончанию срока действия Разрешения.
Разрешение на размещение отходов(лимит) оформляется в печатном виде в 3-х экземплярах, визируется экспертом и начальником Отдела нормирования Ростехнадзора по г.Москве, подписывается руководителем Ростехнадзора.
Исправления на бланке Разрешения не допускаются.
Основанием для выдачи Разрешения на размещение отходов является наличие положительного заключения Отдела нормирования Ростехнадзора г. Москвы о согласовании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
 
Основанием для аннулирования Ростехнадзором по г. Москве Разрешения на размещение отходов является наличие угрозы загрязнения окружающей природной среды отходами свыше допустимых нормативов и лимитов, нарушение правил эксплуатации объекта для размещения отходов и требований экологически безопасного обращения с отходами.
 
Продление действия Разрешения на размещение отходов (лимит) осуществляется Отделом нормирования Ростехнадзора по г. Москве по результатам рассмотрения следующих материалов, представленных природопользователем для продления Разрешения:
  1. Сопроводительное письмо.
  2. Технический отчет с визой инспектора Ростехнадзора по г. Москве.
  3. Разрешение на размещение отходов, выданное при согласовании лимитов размещения отходов.
  4. Проект нормативов образования и лимитов размещения отходов (требуется на время продления Разрешения).
Для продления Разрешений, оформленных по проектам НООЛР, в составе которых отсутствовали расчеты по определению классов опасности отходов для окружающей природной среды, представляются обоснования для отнесения отходов классу опасности.
Техническим отчетом по обращению с отходами ежегодно подтверждается неизменность производственного процесса и используемого сырья, представленные в проекте нормативов образования отходов и лимитов их размещение, что является основанием для продления Разрешения на размещение отходов
 
Продление Разрешения на размещение отходов (лимит) осуществляется на бланке первичного Разрешения, выданного Отдел нормирования Ростехнадзора по г. Москве.

 
ПНООЛР. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ ПНООЛР
Закон РФ "Об отходах производства и потребления" (№ 89-ФЗ - 1998 г.)
 
Ст. 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:… обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы… - размещение отходов - хранение … отходов; - лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов …;
 
Ст. 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:…
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;…
 
Ст. 18. Нормирование в области обращения с отходами
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
… 3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
… 5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ (Минприроды РФ 1994 г.)

1. Общие положения
1.1. Правила распространяются на предприятия, объединения, организации, учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физических лиц, а также на иностранных юридических и физических лиц (далее именуются - природопользователи), осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, в результате которых образуются, … складируются … отходы производства и потребления.
1.2. Правила предназначены для регулирования отношений между исполнительными органами власти, природопользователями и специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды и охватывают все виды деятельности, связанные с образованием,… хранением … отходов…
 
2. Экологические требования по обращению с отходами производства и потребления
2.1. Природопользователь обязан: - … оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.
 
3. Нормирование размещения отходов производства и потребления
3.1. С целью обеспечения экологических требований законодательства РФ для природопользователей устанавливаются предельные нормы на образование и размещение отходов…
… 3.5. Природопользователь обязан разрабатывать и представлять для утверждения в территориальный орган Минприроды России согласованные с территориальным органом Госсанэпиднадзора России проекты нормативов предельного размещения отходов …
 
4. Порядок установления лимитов размещения отходов производства и потребления
… 4.2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ … лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов отходов) для складирования и захоронения, способы и условия размещения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.
4.3. Лимит размещения отходов - это объем (масса) отходов, который допускается размещать в установленный период времени. Он определяется исходя из норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема производства продукции, за вычетом планового объема (массы) отходов, используемых в качестве сырья и материалов в соответствии с программами по использованию отходов, или переданных сторонним природопользователям в качестве сырья и материалов, с учетом мероприятий по сокращению объемов (массы) образования отходов и возможности экологически приемлемого размещения отходов данного наименования.
4.5. … Обеспечение согласования и утверждения лимита размещения отходов вменяется в обязанность природопользователя.
4.6. Для установления лимитов размещения отходов природопользователь должен представить на согласование и утверждение … результаты расчетов проектов лимитов и планы мероприятий по их достижению.
 
5. Порядок выдачи разрешений на размещение отходов производства и потребления
5.1. Выдача природопользователю разрешений на размещение отходов на специально предназначенных для этого объектах производится территориальным органом Минприроды России по типовой форме.
5.2. В разрешении устанавливается объем (масса) размещения отходов на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека. Количество отходов, разрешенное к размещению, устанавливается с учетом утвержденных природопользователю лимитов размещения отходов, планов мероприятий по их достижению и характеристики объектов для размещения отходов.
 
6. Экологический контроль в системе обращения с отходами
6.10. Прием от природопользователя отходов на размещение без наличия у него соответствующего разрешения запрещен ...
6.12. … при размещении отходов без соответствующего разрешения территориальные органы Минприроды России вправе предъявить природопользователю исковые претензии, руководствуясь действующим законодательством.
 
7. Административная ответственность за несоблюдение требований обращения с отходами
7.1. Должностные лица и граждане, учреждения, организации и предприятия независимо от организационно - правовой формы, виновные в нарушении экологических требований законодательства Российской Федерации, выразившемся в:
- осуществлении деятельности по обращению с отходами без разрешения;
- получении и передаче отходов без оформленной в установленном порядке документации;
- отказе в предоставлении или представлении неполной, искаженной документации (информации) по обращению с отходами; … подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке …

 Кодекс РФ об административных правонарушениях (№ 195 ФЗ - 2001 г.).

 Ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа … на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ, глава 8:

 Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (штраф на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ).
 
Ст.8.2. Несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления (штраф на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ).
 
Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации (штраф на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ).
 
Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов
4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (штраф на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ).
 
Статья 8.14. Нарушение правил водопользования
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (штраф на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ).
 
Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (штраф на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ).

 
ПНООЛР. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА НОРМАТИВА ОБРАЗОВАНИЯ
И ЛИМИТОВ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ (проект ПНООЛР):
  1. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 10.01.2002 г.,
  2. Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития"
  3. Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
  4. Постановление Правительства РФ от 16.06.2000 № 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
  5. Приказ МПР РФ от 11.03.2002 № 115 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
  6. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  7. Приказ МПР РФ от 15.06.2001 № 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды".
  8. "Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", Утв. Приказом МПР РФ от 11.03 2002 №115.
  9. Приказ МПР РФ от 15.06.2001 № 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды".
  10. "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03.
  11. "Временный классификатор токсичных промышленных отходов и методические рекомендации по определению класса токсичности промышленных отходов", М., 1987 г., Минздрав СССР, ГКНТ СССР.
  12. "Предельное количество накопления токсичных промышленных отходов на территории предприятия (организации)", М., 1985 г., Минздрав СССР, Минводхоз СССР, МинГЕО СССР.
  13. "Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (санитарные правила)", М., 1985 г., Минздрав СССР.
  14. "Санитарные правила работы при работе со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением", 1988 г.
  15. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", М., 1988 г., Минздрав СССР (СанПиН 42-128-4690-88).
  16. "Правила по охране труда при работе со ртутью", ПоТ-р-001-93, Минтруд России, 1993г.
  17. "Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторсырья", М., 1982 г., Минздрав СССР.
  18. СНиП 3170-84 "Предельное содержание токсичных соединений промышленных отходов, обусловливающих отнесение этих отходов к категориям по токсичности", от 18.12.1984.
  19. "Методические указания по оценке степени опасности загрязнения почвы химическими веществами", М., 1987 г., Минздрав СССР от 13.03.1987 №4266-87.
  20. "Методические указания по оценке степени опасности загрязнения почвы химическими веществами", М., 1987 г., Минздрав СССР от 13.03.1987 г. №4266-87.
  21. "Рекомендации по условиям приема слаботоксичных промышленных отходов на полигоны (усовершенствованные свалки) ТБО", 1977 г, АКХ, ЖКХ.
  22. "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации", ППБ-01-93.
  23. Приказ МПР России от 02.12.2002 №785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
  24. Приказ МПР России от 02.12.2002 №786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов"
  25. "Порядок подтверждения отнесения отходов к классам опасности для окружающей среды" от 24.07.2001 №07/7483-10д, М., МПР
  26. Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления. М. 1999 .
  27. Сборник методик по расчету объемов образования отходов. С.-Петербург
ПНООЛР. Проект НООЛР. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР, проект НООЛР). ПНООЛР в Москве

Разработка и 100% согласование. Группа компаний "ЭКОЛОГИЯ"
  (495) 971-0085


Orgy