Главная      Метаболит Лайф 3+ (Метаболит Плюс, Иммуновит)      Новости      Клиенты      Вакансии      Контакты      Отзывы     
  GreenMAX M.INTERNATIONAL MALAYSIA MiMAX BluMAX NutRiMAX Ye Katerina ProMAX MiTOWN CordyMAX Ebooster Lamor Metabolite Life 3+
Экологические платежи. Экоплатежи. Платежи за загрязнение окружающей среды


Экологические платежи. Экоплатежи. Платежи за загрязнение окружающей среды. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в Москве, Московской области и по всей России. Экоплатежи в Москве, Московской области и по всей России.

Разработка и 100% согласование.

Группа компаний "ЭКОЛОГИЯ"
(495) 971-0085

ТРЕБОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ)

Платность использования природных ресурсов установлена Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" в 1991 г. (ст.20.)
Плата взимается за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения.
Плата за загрязнения окружающей природной среды относится к обязательным платежам. Плательщиками указанной платы являются предприятия, учреждения, организации, юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Порядок исчисления и применения нормативов платы определяется Правительством РФ и производится в соответствии с "Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнения окружающей природной среды" (зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 1993 г. № 190.
Чтобы рассчитать размер платежей необходимо знать количество направленных на захоронение отходов, выбросов в атмосферу и водные объекты, и базовые нормативы платы.
Предельно-допустимые количества (лимиты) загрязняющих веществ и отходов устанавливаются в разрешениях, выдаваемых территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ.
Если фактические объемы по итогам года превышают установленные лимиты, то плата за объемы превышения взимается в 5-кратном размере. Если отсутствует разрешение, т.е. не установлены лимиты, то 5-и кратный коэффициент применяется ко всему фактическому объему загрязняющих веществ и отходов.
Действующими нормативными актами предусмотрена уплата нескольких видов экологических платежей.
К ним относятся:
  • плата за выбросы загрязняющих веществ (в том числе от стационарных и передвижных источников);
  • плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • плата за размещение отходов;
  • плата за другие виды вредного воздействия на окружающую среду.
Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объема выброса (сброса) загрязняющего вещества и объема размещенных отходов (далее по тексту загрязнение). При этом следует иметь в виду, что базовые нормативы платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основании в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло загрязнение в пределах установленных норм или с их превышением. Установлены два вида базовых нормативов платы по каждому виду загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени вредного воздействия и опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ

Порядок проведения расчетов и взимания платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов определен следующими нормативно-методическими документами:
  • Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 .(с изменениями от 14 июня 2001 г.)
  • Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г. (с изменениями от 15 февраля 2000 г.)
  • О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344.
  • Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений. Утв. Госкомэкологии РФ 6 сентября 1999 г.
Платежи за загрязнение окружающей среды представляет собой  форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации. Платежи предназначены для:
  • возмещения затрат, связанных с компенсацией воздействия выбросов  и сбросов загрязняющих веществ;
  • стимулирования снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов;
  • стимулирования осуществления затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.
Плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов взимается с природопользователей, т.е. с предприятий, учреждений, организаций, российских и иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Плата с природопользователей взимается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
  1. выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
  2. выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;
  3. сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
  4. размещение отходов.
Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:
  • в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
  • в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);
  • за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.
При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сврехлимитное загрязнение.
Установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды:
  • платежи в пределах допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах лимитов - за счет себестоимости продукции (работ, услуг);
  • платежи за превышение допустимых нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов - за счет прибыли остающейся в распоряжении природопользователей.

 
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ
  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
  2. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
  3. Стандартная форма отчетности "№ 1-воздух". Утверждена Госкомстатом СССР по согласованию с Госкомприроды СССР, 1991 г.
  4. Постановление Госкомстата РФ от 27 июля 2001 г. N 53 "Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения для организации статистического наблюдения по статистике окружающей среды и сельского хозяйства на 2002 год" в части "2-ТП (воздух)".
  5. Постановление Госкомстата РФ от 8 августа 2002 г. N 166 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за окружающей средой и сельским хозяйством на 2003 год" в части "2-ТП - воздух (срочная) "Сведения об охране атмосферного воздуха".
  6. Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения 2-ТП(воздух) утверждена постановлением Госкомстата России от 29.09.2000г. № 90
  7. "Методические указания по подготовке Обзора выбросов загрязняющих веществ территории республики (края, области, автономного округа)" для представления информации в НИИ Атмосферы, утвержденные ГК РФ по охране окружающей среды от 04.04.2000 г. № 02-15/42-6.
  8. "Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу", Л., 1991 г.
  9. "Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" Санкт-Петербург, (ред. 2002 г.).
  10. "Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух", СПб, 2000 г.
"Вода"
  1. Постановление Госкомстата РФ от 13 ноября 2000 г. N 110 "Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды" в части "2-ТП (водхоз)" (с изменениями от 23 мая, 25 июня, 3 сентября 2002 г.).
  2. "Методические рекомендации по подготовке сведений об использовании воды по форме федерального государственного наблюдения №2-ТП (водхоз)", утвержденные МПР РФ от 04.12.2000 г. № 20-08/453.
"Отходы"
  1. Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп. от 29 декабря 2000 г.).
  2. Постановление Госкомстата РФ от 19 сентября 2002 г. N 180 "Об утверждении инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления".
  3. Постановление Госкомстата РФ от 25 июля 2002 г. N 157 "Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления".
  4. "Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации", утвержденные Минприроды России 15.07.94 года. В части: 1) состава данных, необходимых для установления лимитов и выдачи разрешений 2) основных требований к формам Приложений 3, 6, 7, 8, 10.
  5. Временные методические рекомендации по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации (1995 г.) (утв. Минприроды РФ).
  6. Приказ МПР РФ от 30 июля 2003 г. N 663 "О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 N 786.
  7. Приказ МПР РФ от 11.09.2003 № 829 "О ведении государственного реестра объектов размещения отходов".
  8. Приказ МПР России от 02.12.2002 № 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов".
  9. Приказ МПР России от 02.12.2002 № 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
"Земля"
  1. Закон РФ от 11.10.1991 г. № 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями 14.02.1991 г., 16.07.1992 г., 14.05.1993 г., 09.08.1994 г., 22.08.1995 г., 27.12.1995 г., 28.06.1997 г., 18.11.1997 г., 31.12.1997 г., 21.07.1998 г., 25.07.1998 г., 29.12.1998 г., 22.02.1999 г., 31.12.1999 г.).
  2. Инструкция МНС РФ от 21.03.2000 г. № 56 "По применению закона Российской Федерации "О плате за землю".
  3. Постановление Госкомстата РФ от 16 октября 2000 г. N 97 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росземкадастром статистического наблюдения за земельными ресурсами".
"Экологические платежи"
  1. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (с изменениями от 27 декабря 1994 г.).
  2. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г.) (с изм. и доп. от 15 февраля 2000 г.).
  3. Порядок направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход Федерального бюджета Российской Федерации (утв. Минприроды РФ, Минфином РФ, Госналогслужбой РФ 3 марта 1993 г. № 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10).
  4. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
  5. Постановление Госкомстата РФ от 24 июня 2003 г. N 60 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за окружающей средой и сельским хозяйством на 2004 год".
  6. Постановление Госкомстата РФ от 1 сентября 2003 г. N 80 "Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах".

СТАВКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 предусмотрено два вида нормативов платежей (ставок платы) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов:
  • базовые нормативы платы
  • дифференцированные нормативы платы, учитывающие экологическую ситуацию в соответствующем регионе.
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения и уровня цен, действующих на момент установки базовых нормативов.
Под базовыми нормативами платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов понимаются ставки платежей, определенные для:
  • каждого из загрязняющих веществ на основе их показателей относительной агрессивности и удельных ущербов от загрязнения окружающей среды (атмосферы или водного объекта) условными загрязняющими веществами и
  • каждого из классов опасности отходов и помещенные в нормативный документ для последующего расчета природопользователями дифференцированных ставок, учитывающих экологическую ситуацию в конкретном регионе.
Действующие в настоящее время базовые нормативы платы (ставки платежей) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов содержатся в Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
В Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» содержатся два вида базовых нормативов платы по каждому веществу и отходам каждого класса опасности:
  • нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие  виды вредного воздействия в пределах (допустимых) установленных нормативов, Плнi баз.;
  • нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов), Плл i баз. .
В связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются только за объемы размещения в пределах установленных лимитов.
Ставки платежей за загрязнение окружающей среды в пределах лимита в целях стимулирования уменьшения воздействий на окружающую среду сформированы как пятикратные ставки платы в пределах норматива Плл i баз. = 5 * Плн i баз.
Нормативы платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды и сверхлимитное размещение отходов не установлены. Введены нормативы санкций за загрязнение окружающей среды и размещение отходов сверх установленных лимитов, которые рассчитываются природопользователем на основании базовых нормативов платы как пятикратный норматив платы за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах лимита Плсл i баз = 5* Плл i баз (или Плсл i баз = 25 * Плн i баз  для загрязнения атмосферы и водных объектов).
В связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство  и по другим направлениям природоохранной деятельности к нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды применяются коэффициенты индексации платы. Ставки экологических платежей будут изменяться ежегодно путем последовательного умножения базовых ставок 2003 года на коэффициенты инфляции, установленные Законами о государственном бюджете.
Например, Законом о государственном бюджете на 2004 год установлена инфляция 12%, значит,  базовую ставку следует умножать на коэффициент инфляции равный 1,12. А в 2005 году базовую ставку платежей необходимо будет умножить на 1,12 и на коэффициент инфляции, который  установлен соответствующим федеральным законом на 2005 год. И так далее для последующих годов.
Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек - Плi = Плi диф = Плi баз * Кэс .
Для стимулирования снижения уровня загрязнения окружающей среды увеличиваются:
1) Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы   в 2 раза для природопользователей, расположенных:
  • в зонах экологического бедствия,
  • районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,
  • на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях  эколого-курортных регионах, а также
  • на территориях, по которым заключены международные конвенции.
2) Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха в 1,2 раза для природопользователей,  осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров.
При определении размеров платежей за загрязнение атмосферы стационарными источниками:
  • в качестве нормативов выбросов выступают нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по каждому веществу по предприятию в целом (ПДВi) в т/г;
  • в качестве лимитов выбросов выступают временно согласованные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу по каждому веществу по предприятию в целом (ВСВi) в т/г.
При определении размеров платежей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты:
  • в качестве нормативов сбросов выступают нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект по каждому веществу по предприятию в целом (ПДСi) в т/г;
  • в качестве лимитов сбросов выступают нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект по каждому веществу по предприятию в целом (ВССi) в т/г.
При определении размеров экологических платежей допустимый объем размещения отходов, образующихся на предприятии, задается лимитом размещения отходов (ЛРОi) в т/г.
Лимиты размещения отходов устанавливаются, исходя из нормативов образования отходов, сформированных с учетом норм расхода сырья и материалов, и планируемого объема производства продукции, за вычетом планового объема отходов, используемых в качестве сырья или материалов в соответствии с программами по использованию отходов. Кроме максимального допустимого объема размещения отходов в лимите устанавливается их место и способ размещения.
К сверхлимитным объемам размещения отходов относят:
  • объем неиспользованных отходов, образовавшихся сверх нормативов, установленных нормами расходов сырья и материалов на производство  продукции;
  • объемы образования некондиционной продукции, не предусмотренные технологическими регламентами и нормативами;
  • объемы размещения отходов с нарушением установленных требований к месту и способу размещения;
  • объемы размещения отходов без оформления в установленном порядке разрешения на их размещение.
Исходными данными для определения фактической массы выброса загрязняющих веществ в атмосферу и сброса в водные объекты, а также образования и размещения отходов, могут служить:
  • данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ в этой области лаборатории;
  • данные о временном режиме работы оборудования за год;
  • данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования;
  • нормативы образования отходов и веществ, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, очистных сооружений и т.п., в том числе расчетные удельные характеристики отходов на единицу продукции;
  • нормативы и характеристики выноса веществ с мелиорируемых объектов, селитебных и иных территорий;
  • данные оперативного учета и другие документы.
К числу особенностей определения массы загрязнений, поступающих в атмосферу, относятся следующие:
  • при определении валового выброса учитывается нормативное время работы источников загрязнения атмосферы, соответствующее нормативному времени работы технологического оборудования, имеющего эти источники загрязнения атмосферы;
  • при определении фактического выброса в расчетах берется фактическое время работы оборудования за год;
  • в случае простоя технологического оборудования, источник загрязнения атмосферы может считаться отсутствующим при наличии официальных документов, удостоверяющих простой;
  • разрешенный залповый выброс, обусловленный современным состоянием технологии производства, суммируется с массой вещества, поступившего в атмосферу в остальное отчетное время; природопользователи принимают особые меры по переходу на технологию, исключающую залповый выброс;
  • масса аварийных выбросов, включенная в государственную отчетность (форма № 2-ТП-воздух) при определении платы по итогам года не учитывается;
  • если в выбросах содержатся вещества, трансформирующиеся в атмосфере воздуха в более токсичные (например, переход NO в NO2), или разлагающиеся на более токсичные (например, некоторые соединения ртути), то расчет ведется по более токсичным веществам с уменьшением их количества по коэффициенту трансформации. Если этот коэффициент неизвестен, то на время до его выяснения условно принимается полное превращение вещества выброса в более токсичное.
Расчет массы выбросов от передвижных источников производится в соответствии с утвержденными Министерством природных ресурсов России методиками.
К числу особенностей определения массы загрязнений, поступающих в водные объекты, относятся следующие:
  • из массы суммарных показателей загрязнения (взвешенные вещества, сухой остаток и другие), для которых установлены базовые нормативы платы, вычитается масса индивидуальных веществ, оплачиваемых по соответствующим базовым нормативам, при условии подтверждения доли этих веществ в составе суммарных;
  • в случае отсутствия метода определения вещества в сточной воде масса этого вещества рассчитывается по данным материального баланса вещества на объекте. Если сточные воды подвергаются биологической очистке, расчет массы вещества, поступившей в водный объект, должен учитывать возможность и степень их удаления в процессе этой очистки;
  • масса загрязняющих веществ, сброшенных в период аварий и не удаленных в результате осуществления мер по ликвидации ее последствий, включенная в государственную отчетность (форма № 2-ТП-водхоз) не учитывается при окончательном расчете платы по итогам года;
  • расчет массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, производится на основе соответствующих нормативно-методических документов, утверждаемых МПР России.
Фактическая годовая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса в водные объекты, а также образования и размещения отходов официально подтверждается природопользователем в ежегодной статистической отчетности по формам № 2-ТП-воздух, №2-ТП-водхоз и № 2-ТП-отходы.
При определении ежеквартального объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса в водные объекты и размещения отходов,  можно использовать следующие варианты:
  • природопользователи сами определяют фактический выброс (сброс, размещение отходов) за квартал на основе результатов анализов, регистрируемых в журналах учета;
  • выброс (сброс) за квартал по нормативам ПДВ (ПДС) или лимиту, а по итогам года определяется весь фактический объем выброса (сброса) по данным статотчетности и происходит уточнение объемов выбросов (сбросов) на уровне нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов превышающих эти нормативы;
  • природопользователи, не имеющие нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов, определяют ежеквартальный объем выбросов (сбросов, размещение отходов) делением годовой массы прошлого года на четыре, а по итогам года уточняется фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов).
Расчет массы выбросов от передвижных источников производится в соответствии с утвержденными МПР России методиками.
Расчет массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, производится на основе соответствующих нормативно-методических документов, Ростехнадзором.

 
РАСЧЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ
Размер экологических платежей определяется как сумма платы за загрязнение: в пределах установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. При этом к базовым нормативам платы (приложение N 2 к постановлению N 344) для отдельных экономических районов и бассейнов рек установлены коэффициенты. Они учитывают различные экологические факторы и важность территорий.

 
ПЛАТЕЖИ ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРУ
Постановлением N 344 установлены базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками. Плата зависит от количества выбрасываемых вредных веществ. В связи с этим введены ставки платы по выбросам, превышающим предельно допустимый норматив (БНн) и не превышающим временно согласованные выбросы, то есть находящимся в пределах установленных лимитов (БНл).
Плата за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками выброса складывается из:
  • платы за допустимые выбросы в атмосферу,
  • платы за выбросы в пределах лимита и
  • платы (санкции) за выбросы, превышающие лимиты.
Процедура расчета платежей за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками выброса состоит из следующих основных этапов:

1) Расчет норматива предельно допустимого выброса в атмосферу по предприятию в целом ПДВi для каждого i-го загрязняющего вещества

где ПДВijнорматив предельно допустимого выброса i-го загрязняющего вещества в атмосферу j-м источником выброса (j = 1, 2, …n ).

2) Расчет временно согласованного выброса (лимита выброса) в атмосферу по предприятию в целом ВСВi для каждого i-го загрязняющего вещества

где ВСВijвременно согласованный выброс i-го загрязняющего вещества в атмосферу j-м источником выброса.

3) Расчет массы выброса в атмосферу по предприятию в целом mi для каждого i-го загрязняющего вещества

где mijмасса выброса i-го загрязняющего вещества в атмосферу j-м источником выброса.

4) Расчет массы выброса в атмосферу в пределах норматива mнi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДВi , то mнi = mi ;
б) если mi > ПДВi , то mнi = ПДВi ;
в) если ПДВi = 0 (т.е. не был установлен),то mнi = 0.

5) Расчет массы выброса в атмосферу в пределах лимита mлi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДВi , то mлi = 0;
б) если ПДВi < mi ≤ ВСВi, то mлi = mi - ПДВi ;
в) если ПДВi < mi , а ВСВi не был установлен, то mлi = 0 ;
г) если ВСВi < mi, то mлi = ВСВi - ПДВi;
д) если ПДВi = 0 и ВСВi = 0 (т.е. не были установлены),то mнi = 0.

6) Расчет массы выброса в атмосферу сверх установленного лимита mслi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДВi , то mслi = 0;
б) если ПДВi < mi ≤ ВСВi, то mслi = 0;
в) если ПДВi < mi , а ВСВi не был установлен, то mслi = mi - ПДВi ;
г) если ВСВi < mi, то mслi = mi - ВСВi;
д) если ПДВi = 0 и ВСВi = 0 (т.е. не были установлены),то mслi = mi.

7) Расчет платежей за выбросы в атмосферу каждого i-го загрязняющего вещества в пределах установленного норматива (по базовым ставкам платы) Плн i  баз

Плнi баэ = Плн i  баз * mнi .

8) Расчет платежей за выбросы в атмосферу каждого i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (по базовым ставкам платы) Плл i  баз

Пллi баз = Плл i  баз * mлi .

9) Расчет платежей за выбросы в атмосферу каждого i-го загрязняющего вещества сверх установленного лимита (по базовым ставкам платы)

Плслi баз = 5 * Плл i  баз * mслi .

10) Расчет суммы платежей за выбросы в атмосферу каждого i-го загрязняющего вещества (по базовым ставкам платы)

11) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу в пределах норматива (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

где Iинф – произведение коэффициентов, начиная с года, следующего за годом установлениядействующих базовых ставок платы, до текущего года;

Кэс коэффициент экологической ситуации и экологической значимости для загрязнения атмосферного воздуха в месте размещения природопользователя (в нашем случае - для города Москвы) с учетом повышающего коэффициента.

12) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу в пределах установленного лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

13) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу сверх установленного лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

14) Расчет суммарных платежей предприятия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

Базовые ставки платы за загрязнение в пределах установленных лимитов в пять раз выше, чем ставки за загрязнение в пределах установленных нормативов. Сумма платежа за сверхлимитные выбросы (СЛВ) в пять раз превышает ставку платы за загрязнение в пределах установленных лимитов (БНл). Об этом говорится в пункте 5 Порядка определения платы, утвержденного постановлением N 632.

Порядок расчета следующий:

1) Определить дифференцированную ставку платы по каждому виду загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу в пределах допустимых нормативов (ДСн). А также в рамках установленных лимитов (ДСл). Она рассчитывается исходя из базовых нормативов по загрязняющим веществам (приложение N 1 к постановлению N 344)*(3) и коэффициента, учитывающего состояние атмосферы (КоэфАВ).

Коэффициенты приведены в приложении N 2 к постановлению N 344*(4)

Формула расчета платы:

ДСн = БНн x КоэфАВ; ДСл = БНл x КоэфАВ.

Значение коэффициентов умножаются на 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов соответствующих экономических районов.

2) Определить количество каждого вида загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу.

3) Рассчитать сумму платежа. Для этого количество каждого вида загрязняющих веществ, попавших в атмосферу, надо умножить на соответствующую дифференцированную ставку платы. При выбросе нескольких видов следует рассчитать плату по каждому из них в отдельности, а затем сложить полученные показатели.

Пример №1
Завод "Дионикс" находится в Перми (Уральский экономический район). Коэффициент, учитывающий экологический фактор в этой местности, равен 2. При выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов применяется дополнительный коэффициент 1,2.
Фактические выбросы в атмосферу вредных веществ составили: хлора - 3,5 т; мышьяка - 0,6 т. А допустимый норматив установлен в размере: хлор - 2 т; мышьяк - 0,2 т. Ставка платы в пределах норматива равна: хлор - 41 руб/т; мышьяк - 683 руб/т.
Дифференцированную ставку платы в пределах нормативов (ДСн) с учетом коэффициента рассчитывают так:
- хлор - 98,4 руб/т (41 руб/т x 2 x 1,2);
- мышьяк - 1639,2 руб/т (683 руб/т x 2 x 1,2).
Сумма платы за загрязнение в пределах допустимых нормативов составит:
98,4 руб/т x 2 т + 1639,2 руб. x 0,2 т = 524,64 руб.
Установленный лимит выбросов: хлора - 3 т; мышьяка - 0,5 т. А ставка платы в пределах установленного лимита: хлор - 340руб/т; мышьяк - 3415 руб/т.
Дифференцированная ставка платы в пределах лимита (ДСл) с учетом коэффициента равна:
- хлор - 816 руб/т (340 руб/т x 2 x 1,2);
- мышьяк - 8196 руб/т (3415 руб/т x 2 x 1,2).
Количество вредных веществ в пределах установленных лимитов, но превышающее установленные нормативы, равно: хлор - 1 т (3 - 2); мышьяк - 0,3 т (0,5 - 0,2).
Сумма платы в пределах установленных лимитов:
816 руб/т x 1 т + 8196 руб. x 0,3 т = 3274,8 руб.
Теперь вычислим количество вредных веществ, превышающее установленные лимиты: хлор - 0,5 т (3,5 - 3); мышьяк - 0,1 т (0,6 - 0,5).
Затем рассчитаем сумму платы за сверхлимитные выбросы:
(816 руб/т x 0,5 т + 8196 руб. x 0,1 т) x 5 = 6138 руб.
И наконец, получим общую сумму платежа: 9937,44 руб. (524,64 + 3274,8 + 6138).
Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты аналогичен - при расчете используют коэффициент, учитывающий их состояние (приложение N 2 к постановлению N 344).

РАСЧЕТ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОВЕРХНОСТНЫХ И ПОДЗЕМНЫХ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Плата за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов складывается из:

  • платы за допустимые сбросы,
  • платы за сбросы в пределах лимита и
  • платы (санкции) за сбросы, превышающие лимиты.
Процедура расчета платежей за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов состоит из следующих основных этапов:

1) Расчет норматива предельно допустимого сброса в водный объект по предприятию в целом ПДСi для каждого i-го загрязняющего вещества

где ПДСijнорматив предельно допустимого сброса i-го загрязняющего вещества в водный объект j-м источником сброса - выпуском (j = 1, 2, …n ).

2) Расчет временно согласованного сброса (лимита сброса) в водный объект по предприятию в целом ВССi для каждого i-го загрязняющего вещества

где ВССijвременно согласованный сброс i-го загрязняющего вещества в водный объект j-м источником сброса (выпуском).

3) Расчет массы сброса в водный объект по предприятию в целом mi для каждого i-го загрязняющего вещества

где mijмасса сброса i-го загрязняющего вещества в водный объект j-м источником сброса (выпуском). Фактическая масса сброшенных загрязняющих веществ определяется по данным отчета 2-тп "водхоз" или на основе расчета (например, по объему забранной воды и результатам анализа сточных вод).

4) Расчет массы сброса в водный объект в пределах норматива mнi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДСi , то mнi = mi ;
б) если mi > ПДСi , то mнi = ПДСi ;
в) если ПДСi = 0 (т.е. не был установлен),то mнi = 0.

5) Расчет массы сброса в водный объект в пределах лимита mлi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДСi , то mлi = 0;
б) если ПДСi < mi ≤ ВССi, то mлi = mi - ПДСi ;
в) если ПДСi < mi , а ВССi не был установлен, то mлi = 0 ;
г) если ВССi < mi, то mлi = ВССi - ПДСi;
д) если ПДСi = 0 и ВССi = 0 (т.е. не были установлены),то mнi = 0.

6) Расчет массы сброса в водный объект сверх установленного лимита mслi для каждого i-го загрязняющего вещества для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ПДСi , то mслi = 0i ;
б) если ПДСi < mi ≤ ВССi, то mслi = 0;
в) если ПДСi < mi , а ВССi не был установлен, то mслi = mi - ПДСi ;
г) если ВССi < mi, то mслi = mi - ВССi;
д) если ПДСi = 0 и ВССi = 0 (т.е. не были установлены),то mслi = mi.

7) Расчет платежей за сброс в водный объект каждого i-го загрязняющего вещества в пределах установленного норматива (по базовым ставкам платы) Плн i  баз

Плнi баэ = Плн i  баз * mнi .

8) Расчет платежей за сброс в водный объект каждого i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (по базовым ставкам платы) Плл i  баз

Пллi баз = Плл i  баз * mлi .

9) Расчет платежей за сброс в водный объект каждого i-го загрязняющего вещества сверх установленного лимита (по базовым ставкам платы)

Плслi баз = 5 * Плл i  баз * mслi .

10) Расчет суммы платежей за сброс в водный объект каждого i-го загрязняющего вещества (по базовым ставкам платы)

Плi баз = Плнi баз + Пллi баз + Плслi баз

11) Расчет суммарных платежей за сброс в водный объект в пределах норматива (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

где Iинф– произведение коэффициентов начиная с года, следующего за годом установлениядействующих базовых ставок платы, до текущего года;
Кэс коэффициент экологической ситуации и экологической значимости для загрязнения водных объектов в месте размещения природопользователя.

12) Расчет суммарных платежей за сброс в водный объект в пределах установленного лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

13) Расчет суммарных платежей за сброс в водный объект сверх установленного лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

14) Расчет суммарных платежей предприятия за сбросы загрязняющих веществ в водный объект (по базовым и дифференцированным ставкам платы)


ПЛАТА ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Постановлением N 344 также введены нормативы платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов. Величина этих выплат зависит от степени опасности отходов. Установленный норматив применяется с использованием понижающих коэффициентов: 0 и 0,3.
Плата за размещение отходов складывается из:
  • платы за размещении отходов в пределах установленных лимитов,
  • платы за сверхлимитное размещение отходов при соблюдении условий размещения и
  • платы (санкций) за несанкционированное размещение отходов.
Процедура расчета платежей за размещение отходов состоит из следующих основных этапов:

1) Расчет массы размещения отходов в пределах лимита mлi для каждого i-го вида отходов для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ЛРОi и соблюдены условия размещения отходов,  то mлi = mi ;
б) если ЛРОi < mi и соблюдены условия размещения отходов, то mлi = ЛРОi   ;
в) если не соблюдены условия размещения отходов,  то mлi = 0;
г) если ЛРОi = 0 (т.е. не был установлен),то mлi = 0.

2) Расчет массы санкционированного размещение отходов сверх установленного лимита mслi для каждого i-го вида отходов для следующих основных случаев:

а) если mi ≤ ЛРОi и соблюдены условия размещения отходов,  то mслi = 0;
б) если ЛРОi < mi и соблюдены условия размещения отходов, то mслi = mi - ЛРОi ;
в) если не соблюдены условия размещения отходов,  то mслi = 0;
г) если ЛРОi = 0 (т.е. не был установлен) и соблюдены условия размещения отходов, то mслi = mi.

3) Расчет массы несанкционированного размещение отходов mнсрi для каждого i-го вида отходов.

4) Расчет платежей за размещение отходов каждого i-го вида в пределах установленного лимита (по базовым ставкам платы)

Пллi баз = Плл i  баз * mлi .

5) Расчет платежей за санкционированное размещение отходов каждого i-го вида сверх установленного лимита (по базовым ставкам платы)

Плслi баз  = 5 * Плл i  баз * mслi .

6) Расчет платежей за несанкционированное размещение отходов каждого i-го вида (по базовым ставкам платы)

Плнсрi баз  = 5 * kнсртерр * Плл i  баз * mнсрi ,
где kнсртерр – коэффициент, учитывающийтип территории, на которой были несанкционированно размещены отходы (несанкционированная свалка отходов).

7) Расчет суммы платежей за размещение отходов каждого i-го вида (по базовым ставкам платы)

Плi баз = Пллi баз + Плслi баз + Плнсрi баз

8) Расчет суммарных платежей за размещение отходов в пределах лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

где Iинф – произведение коэффициентов, начиная с года, следующего за годом установлениядействующих базовых ставок платы, до текущего года;
 Кэс коэффициент экологической ситуации и экологической значимости для загрязнения почв в месте размещения природопользователя.

9) Расчет суммарных платежей за санкционированное размещение отходов  сверх установленного лимита (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

10) Расчет суммарных платежей за несанкционированное размещение отходов (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

11) Расчет суммарных платежей предприятия за размещение отходов  (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

При размещении токсичных отходов на специализированных  по их обслуживанию, захоронению и хранению полигонах плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке осуществляют страхование размещаемых отходов в связи с экологическим риском (страхование является не обязательным).
При размещении отходов на территориях, принадлежащих природопользователям, базовый норматив платы умножается на коэффициент 0,3.
Размер платы за размещение отходов на не отведенной для  этой цели территории (несанкционированная свалка) определяется путем умножения ставки платы за размещение отходов в пределах лимита на массу (объем) размещаемых отходов, на пятикратный повышающий коэффициент и коэффициент, учитывающий место размещения отходов.
Экологические платежи взимаются как за размещение отходов на несанкционированных свалках в следующих случаях:
а) приразмещении отходов на неотведенных для  этих целей территориях;
б) при нарушении правил хранения удобрений и ядохимикатов;
в) при перенасыщении полей удобрениями и ядохимикатами;
г) при нарушении правил захоронения твердых бытовых отходов.
 
При расчете платежей за размещение отходов на несанкционированных свалках применяются следующие повышающие территориальные коэффициенты:
  • коэффициент 5 при размещении отходов в границах городов, населенных  пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий; 
  • коэффициент 3 при размещении отходов на расстоянии менее 3  км вне границ городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных  зон и водоохранных территорий.
Плата за размещение твердых бытовых отходов определяется  по базовым нормативам платы отходов V класса опасностей перерабатывающей промышленности.
Плата за размещение отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, которые подлежат дальнейшей переработке и являются сырьем или материалами в других производства, устанавливается на уровне договорных цен на эти ресурсы, существующих в республике, крае и области.
Чтобы узнать, сколько надо заплатить за размещение отходов, необходимо также определить дифференцированную ставку по каждому их виду в пределах установленных лимитов. Она рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за размещение отходов с учетом понижающих коэффициентов (приложение N 1 к постановлению N 344) и коэффициента, установленного для почвы того или иного экономического района РФ (приложение N 2 к постановлению N 344).
Затем дифференцированная ставка платы по каждому виду отходов умножается на объем фактически размещенных отходов.

Пример №2

ЗАО "Кавитон" размещает отходы 4-го класса (малоопасные) на территории своего производственного объединения. Поэтому при расчете платы за размещение отходов производства и потребления предприятие использует понижающий коэффициент 0,3. Для Центрально-Черноземного района, где расположен завод, коэффициент равен 2. Норматив платы за размещение 1 т отходов в пределах установленных лимитов составляет 248,4 руб/т.
Дифференцированная ставка платы по малоопасным отходам в пределах установленных лимитов их размещения равна:
248,4 руб/т x 0,3 x 2 = 149,04 руб/т.
Лимит размещения отходов установлен предприятию в размере 5 т. Но фактически предприятие разместило 7 т.
Сумму платы в пределах установленных лимитов получают таким образом:
149,04 руб/т x 5 т = 745,2 руб.
Количество размещенных отходов, превышающее установленные лимиты, составляет 2 т (7 - 5). Таким образом, плата за сверхлимитное размещение отходов равна:
(149,04 руб/т x 2 т) x 5 = 1490,4 руб.
А общую сумму платежа за загрязнение окружающей среды рассчитывают так:
745,2 руб. + 1490,4 руб. = 2235,6 руб.
 

ПЛАТА ЗА ВЫБРОСЫ ПЕРЕДВИЖНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ

Постановлением N 344 введены нормативы платы за допустимые выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками и выбросы, превышающие допустимые.
Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников складывается из:
  • платы за допустимые выбросы и
  • платы (санкции) за выбросы, превышающие допустимые.
Платежи за загрязнение атмосферы передвижными источниками рассчитываются на основании ставок платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании 1 тонны (тысячи кубических метров) различных видов топлива.
Установлены базовые ставки платы за допустимые выбросы Плн l  баз  при сжигании единицы топлива l–го вида.
Дифференцированные ставки платы за загрязнение рассчитываются как произведение базовых нормативов платы на коэффициенты экологической ситуации и значимости для атмосферы рассматриваемого региона Плl = Плl диф = Плl баз * Кэс

В настоящее время установлены базовые нормативы платы за загрязнение атмосферы передвижными источниками при использовании следующих видов топлива:

1) Бензин неэтилированный, в руб/т.
2) Дизельное топливо, в руб/т. 
3) Керосин, в руб/т.
4) Сжатый природный газ, в руб/тыс.м3.
5) Сжиженный газ, в руб/т. 

Процедура расчета платежей за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками выброса состоит из следующих основных этапов:

1) Определение массы (объема) топлива каждого вида, израсходованного различными транспортными средствами предприятия
где mlj масса топлива l -го вида, израсходованного  j-м видом транспортных средств. 

2) Расчет платы за загрязнение атмосферы за выбросы загрязняющих веществ в пределах допустимого уровня для каждого из видов топлива (по базовым ставкам платы)

3) Определение доли транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации, в общем количестве проверенных транспортных средств, использующих топливо l -го вида - dl .

4) Расчет платы (санкций) за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников для каждого из видов топлива (по базовым ставкам платы)

Плснl баэ  = 5 * Плнl баэ  * dl .

5) Расчет суммарной платы за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками для каждого из видов топлива (по базовым ставкам платы)

Плl баэ  = Плнl баэ  + Плснl баэ

6) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу в пределах норматива (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

где Iинф– произведение коэффициентов начиная с года, следующего за годом установлениядействующих базовых ставок платы, до текущего года;
 Кэс коэффициент экологической ситуации и экологической значимости для загрязнения атмосферного воздуха в месте размещения природопользователя (в нашем случае для города Москвы) с учетом повышающего коэффициента. 

7) Расчет суммарных платежей за выбросы в атмосферу передвижными источниками сверх установленного норматива (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

8) Расчет суммарных платежей предприятия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками (по базовым и дифференцированным ставкам платы)

Если данные о количестве израсходованного топлива отсутствуют, плату определяют по ставкам, установленным в расчете на 1 т сжигаемого топлива.
Если таких данных нет, но есть достоверные сведения о выбросах загрязняющих веществ, то расчеты делают исходя из ставок для стационарных источников.
При отсутствии данных и о количестве израсходованного топлива, и о массе выбросов размер платы определяется по ставкам годовой платы за выбросы одним транспортным средством.
При оформлении расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников природопользователям необходимо выбрать по бухгалтерским данным расход топлива (литры) за год. Литры необходимо перевести в тонны, так как норматив платы, установленный в постановлении Правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» от 12.06.2004г. №344, определен за единицу измерения в тоннах.
Для перевода литров в тонны необходимо:
Литры (л) х плотность (p) / 1000 = тонны (т)
плотность бензина ~ 0,73;
плотность дизельного топлива ~ 0,843.
Вышеуказанное постановление Правительства вступило в действие на территории РФ с 30.06.03г. Значит в 2003 г. при оформлении расчета платы за фактическое загрязнение окружающей среды природопользователи должны были определить размер платы, причитающийся за 1 день второго квартала и за 92 дня третьего и четвертого квартала 2003г. (185 дней).
Для определения ежеквартальной платы необходимо было исчисленную плату (с учетом коэффициента экологической ситуации центрального региона = 1,9 и коэффициента города =1,2) разделить на 365 (185) дней (в зависимости от того, за какой период времени был выбран расход топлива) и полученную величину умножить на один день второго квартала и на 92 дня третьего и четвертого квартала.
При исчислении платы за ожидаемое загрязнение окружающей среды передвижными источниками объем топлива определяется с учетом фактически использованного топлива в прошедшем году. Нормативы платы, коэффициенты экологической ситуации, коэффициент города остаются без изменения, однако вводится дополнительный коэффициент инфляции в стране, который установлен в Законе о Бюджете на текущий год.
Пример оформления расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками см. Приложение 1, 2.
 
 
 
Приложение 1.
 
 
Предприятие __________________________
ИНН_________________________
полное наименование   предприятия
КПП_________________________
Адрес предприятия_____________________
 
 
 
(индекс, район, улица, дом)
 
 
 
 
РАСЧЕТ
ПЛАНОВЫХ СУММ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ОЖИДАЕМЫЕ
ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
ОТ ПЕРЕДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ НА 2004 ГОД.
Виды используемого топлива
Ожидаемый расход каждого вида топлива за год, тонн, куб.м
Норматив платы за выброс передвижными источниками загрязняющих веществ, образующихся при сжигании 1т (1000 куб.м) топлива, руб./т , (куб.м)
Размер платежа за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников
(гр. 2 х гр. 3), руб.
 
1
 
2
 
3
 
4
 
 
1.Дизильные топливо          2.Бензин неэтилированный                                            3.Сжатый природный газ
4.Сниженный нефтяной газ                                     5. Керосин
10
15
2,5
1,3
25
19,5
 
6.Итого по всем   видам топлива
х
 
х
 
44,5
 
 
коэф. экол. сит.1,9
коэф.города 1,2
коэф. инфляции 1,1
 
Итого:
44,5 х1,9х1,2х1,1=111.61
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
_____________________________
Руководитель предприятия
_______________________
подпись, фамилия, инициалы
 
_______________________
фамилия и № телефона исполнителя
 
 
Главный бухгалтер
подпись, фамилия, инициалы
 
 
_200___г.
Расчет проверен
"__________"_____________________
 
 
 
Предприятие __________________________
полное наименование   предприятия
ИНН__________________________
Приложение 2
КПП__________________________
 
Адрес предприятия_____________________
(индекс, район, улица, дом)
 
 
 
РАСЧЕТ ПЛАТЕЖА ЗА ФАКТИЧЕСКИЕ ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ОТ ПЕРЕДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ
за 2003 ГОД
Виды используемого топлива
Фактический   расход каждого вида топлива, тонн, куб.м
Норматив платы за выброс передвижными источниками загрязняющих веществ, образующихся при сжигании 1т (1000 куб.м) топлива, руб./т (1000 куб.м)
Размер платежа за фактические выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников (гр. 2 х гр. 3), руб.
1
 
2
 
3
 
4
 
1. Бензин неэтил.
2. Дизельное топливо
308,14
155,96
1,30
2,5
400,58
389,90
5.Итого по всем видам топлива
 
 
 
790,48
 
Коэф.экол.сит1,9
Коэф.города1,2
 
 
 
Итого:
1802,29руб
 
2-й кв. 1802,29руб : 365 дней х 1 день = 4,94 руб.
 
 
 
 
3-й кв. 1802,29руб. : 365дней х 92дня. = 454, 28руб.
 
 
 
 
4-й кв. 1802,29руб. : 365 дней х 92 дня = 454,28руб.
 
 
 
 
ИТОГО к оплате 913,50руб
 
 
 
 
 
 
 
 
____________________________
 
Руководитель
 
_________________________
фамилия   и
№ телефона исполнителя
МП
предприятия
 
подпись, фамилия, инициалы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главный
 
_________________________
 
 
 
 
бухгалтер
 
подпись, фамилия, инициалы
 
 
 
 
 
 
 
 
Расчет проверен
 
 
"__________"
___________________
_200___г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Важно отметить, что в расчёте коэффициент 1,1, а также нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду взяты за 2004 г. В другие годы при расчёте платежа будут использоваться другие значения коэффициента, которые устанавливаются в Законе о Бюджете на текущий год.
 

УМЕНЬШЕНИЕ РАЗМЕРОВ ПЛАТЕЖЕЙ

Корректировка размеров экологических платежей природопользователей в сторону их уменьшения может осуществляться органами исполнительной власти субъектов федерации с участием территориальных органов министерства природных ресурсов:
а) в случае вложения природопользователем финансовых средств в осуществление природоохранных мероприятий;
б) при отнесении предприятия к льготным категориям природопользователей.
 
При принятии решения о частичном или полном зачете осуществленных средозащитных затрат в счет экологических платежей природопользователя органы исполнительной власти субъекта федерации и территориальный орган министерства природных ресурсов выясняют, в какой степени осуществленные за счет затрат мероприятия отвечают требованиям:
  • повышения экологичности выпускаемой продукции;
  • сокращения объема потребления природных ресурсов (свежей воды, атмосферного воздуха, земельных, минеральных и лесных ресурсов);
  • сокращения объемов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов, загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов;
  • снижения концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ.
 
Засчитываться в общих платежах природопользователя могут затраты на выполнение следующих видов воздухоохранных мероприятий:
1) Установка газопылеулавливающих устройств, предназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов и из вентиляционного воздуха перед выбросом в атмосферу.
2) Строительство опытно-промышленных установок и цехов по разработке методов очистки отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу.
3) Оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаторами для обезвреживания отработавших газов, создание станций (служб) регулировки двигателей автомобилей с целью снижения токсичности отработавших газов, систем снижения токсичности отработавших газов, создание и внедрение присадок к топливам, снижающих токсичность и дымность отработавших газов и др.
4) Создание автоматических систем контроля за загрязнением атмосферного воздуха, оснащение стационарных источников выброса вредных веществ в воздушный бассейн приборами контроля, строительство, приобретение и оснащение лабораторий по контролю за загрязнением атмосферного воздуха.
5) Установка устройств по дожигу и другим методам доочистки хвостовых газов перед непосредственным выбросом в атмосферу.
6) Оснащение установками для утилизации веществ из отходящих газов.
7) Приобретение, изготовление и замена топливной аппаратуры при переводе на сжигание других видов топлива или улучшение режимов сжигания топлива.
 
Засчитываться в общих платежах природопользователя могут затраты на выполнение следующих видов водоохранных мероприятий:
1) Строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки.
2) Внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов.
3) Осуществление мероприятий для повторного использования сбросных и дренажных вод, улучшения их качества, не вызывающие побочного негативного воздействия на другие природные среды и объекты: аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, экраны.
4) Строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод, и переработкой жидких отходов и кубовых остатков.
5) Реконструкция или ликвидация накопителей отходов.
6) Создание и внедрение автоматической системы контроля за составом и объемом сброса сточных вод.
 
Засчитываться в общих платежах природопользователя могут затраты на выполнение следующих видов мероприятий, направленных на улучшение использования отходов производства и потребления:
1) Строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, а также полигонов для складирования бытовых и промышленных отходов.
2) Приобретение и внедрение установок, оборудования и машин для переработки, сбора и транспортировки бытовых отходов с территории городов и других населенных пунктов.
3) Строительство установок, производств, цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства.
 
Засчитываться в общих платежах природопользователя могут затраты на выполнение следующих видов научно-исследовательских работ и работ в области подготовки кадров:
1) Разработка экспресс-методов определения вредных примесей в воздухе, воде, почве.
2) Разработка нетрадиционных методов и высокоэффективных систем и установок для очистки отходящих газов промышленных предприятий, утилизации отходов.
3) Разработка технологических процессов, оборудования, приборов и реагентов, обеспечивающих глубокую переработку сырья с утилизацией образующихся отходов.
4) Совершенствование методов обезвреживания твердых бытовых отходов с целью предотвращения попадания в природные среды тяжелых металлов и ксенобиотиков.
5) Проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивной природоохранной технологии, методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия.
6) Экологическое просвещение, подготовка кадров.
Понижение или освобождение от платы за загрязнение окружающей среды может производиться по инициативе администрации субъектов федерации или обращению самих природопользователей.
Частично или полностью могут освобождаться от платежей за загрязнение окружающей среды следующие группы природопользователей:
1) природопользователи, осуществляющие деятельность в социальной и культурных сферах; 
2) природопользователи, финансируемые из федерального бюджета России, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации;
3) природопользователи, осуществляющие сброс в водные объекты загрязняющих веществ хозяйственно-бытового происхождения от населения и объектов социально-культурной сферы;
4) природопользователи, осуществляющие размещение бытовых отходов от населения на соответствующих полигонах твердых бытовых отходов, при условии обеспечения их обустройства и эксплуатации на основе действующих правил;
5) природопользователи, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, связанные с производством тепла и электрической энергии для нужд населения;
6) воинские части, предприятия, организации и учреждения (кроме коммерческих) Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности России, Министерства внутренних дел Российской Федерации, финансируемые из Госбюджета.
 
Природопользователи, осуществляющие свою деятельность в социальной и культурных сферах, могут частично или полностью освобождаться от платежей за:
  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу,
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты и
  • размещение отходов, которые образуются в процессе их деятельности.
 
Природопользователи, финансируемые из федерального бюджета России, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации, могут частично или полностью освобождаться от платежей за:
  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу,
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты и
  • размещение отходов, которые образуются в процессе их деятельности.
Природопользователи, осуществляющие сброс в водные объекты загрязняющих веществ хозяйственно-бытового происхождения от населения  и объектов социально-культурной сферы, могут частично или полностью освобождаться от платежей за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты в части, соответствующей этому сбросу.
Природопользователи, осуществляющие размещение бытовых отходов от населения на соответствующих полигонах твердых бытовых отходов (при условии обеспечения их обустройства и эксплуатации  на основе действующих правил) могут частично или полностью освобождаться от платежей за размещение отходов в части, соответствующей этому размещению.
Природопользователи, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, связанные с производством тепла и электрической энергии для нужд населения, могут частично или полностью освобождаться от платежей за выброс загрязняющих веществ в атмосферу в части, соответствующей этому выбросу.
Такие виды природопользователей, как воинские части, предприятия, организации и учреждения (кроме коммерческих) Министерства обороны  Российской Федерации, Федеральной службы безопасности России, Министерства  внутренних дел Российской Федерации, финансируемые из Госбюджета, могут частично или полностью освобождаться от платежей за:
  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу,
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты и
  • размещение отходов, которые образуются в процессе их деятельности.
 
Представитель льготной группы природопользователей может быть лишен установленных для него льгот по осуществлению платежей за загрязнение окружающей среды в следующих случаях:
1) при выбросе, сбросе загрязняющих веществ и размещения отходов  сверх установленных допустимых нормативов; 
2) при отсутствии оформленного в надлежащем порядке разрешения  на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов; 
3) при невыполнении природоохранных мероприятий в сроки, согласованные с территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской  Федерации.
 
Во всех этих случаях плата за соответствующее загрязнение окружающей природной среды взимается с природопользователей на общих основаниях.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ – 2002 г.)

Ст. 3. Основные принципы охраны окружающей среды
Хозяйственная и иная деятельность … юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: …платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;…
Ст. 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: …установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
Ст. 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;…
-размещение отходов производства и потребления; -загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;…
3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства № 632 от 28 августа 1992 г. (с изменениями от 10 декабря 2002 г.) «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О настоящее Постановление … сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами, как не противоречащее Конституции РФ.
Настоящий порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются – природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
-выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
-сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
-размещение отходов
-другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные, радиационные воздействия и т.п.)
Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.

«Инструктивно – методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15.02.2000 N 77)

1. Общие положения:
… 1.3. Плата за загрязнение окружающей природной среды (далее плата за загрязнение) взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно - хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации (далее природопользователи).
1.4. Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:
-выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
-сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое -подземное размещение загрязняющих веществ;
-размещение отходов.
2. Принципы определения базовых нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды
… 2.2. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.
… 2.8. Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
-за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
-за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Экологические платежи. Экоплатежи. Платежи за загрязнение окружающей среды. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в Москве. Экоплатежи в Москве.

Разработка и 100% согласование. Мы считаем экоплатежи для многих компаний России.

Группа компаний "ЭКОЛОГИЯ"
(495) 971-0085